Методика используется в старшей школе. Обучение основано на деятельности с использованием ориентировочной основы действий (ООД). ООД формируется при самостоятельном изучении порции теоретической части учебного материала дома.
В проблеме интеллектуальных возможностей ребёнка существенное, если не решающее, значение получает чёткость и уверенность ориентировки ребёнка в поставленной задаче и материале действия. Когда ориентиры чётко представлены в основных теоретических сведениях по изучаемой теме, ребёнок на уроке уверенно ищет их и обращается к сведениям, которые отвечают заданию.
При обучении работе с операционной системой компьютера и офисными прикладными программами использую авторское учебно-методическое пособие «Практикум по информационным технологиям», изданное в Ульяновском государственном техническом университете и рекомендованное Областным экспертным советом по дошкольному, общему профессиональному и дополнительному образованию Ульяновского ИПК ПРО (протокол №24 от 17.03.05 г.).
Материал пособия содержит 44 практические работы, призванные обеспечить изучение операционной системы Microsoft Windows XP, растрового графического редактора Paint и программных средств Word, Excel, Access и PowerPoint, входящих в интегрированный пакет Microsoft Office 2003 (всего 6 разделов). В конце каждого раздела дан комплекс упражнений, позволяющих закрепить полученные знания и навыки, полученные при выполнении практических работ. Учитель может использовать их в процессе освоения тем разделов или задать после их изучения.
Каждая практическая работа состоит из нескольких разделов: тема, цель, основные теоретические сведения, указания к работе и вопросы. Ученики самостоятельно изучают раздел «Основные теоретические сведения» и дома письменно отвечают на вопросы по изучаемой теме.
Отправляясь в сложный путь познания, учащиеся находят спасительную “нить Ариадны” в теоретических сведениях к практической работе. Основная цель этого этапа – подготовить школьников к выполнению практических заданий на компьютере. С точки зрения традиционной педагогики ситуация может показаться весьма странной: дети ещё ничего не знают, а должны начать работать с новыми знаниями. Такая последовательность усвоения нового материала рассматривается в теории поэтапного формирования умственных действий (авторы Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). В её основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит поэтапным переходом внешней деятельности во внутренний умственный план. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.
Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной слагается из этапов:
- Предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия (ООД). ООД – это текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, система условий правильного его выполнения.
- Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развёрнутой форме. Они работают, сверяя свои действия с ООД.
- Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
- Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, это могут быть наиболее значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свёртыванию и обобщению.
- Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя. Это свидетельствует о том, что действие перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала.
Разработанная структура технологического процесса обучения навыкам пользования персональным компьютером частично не совпадает с последовательностью обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий вышеназванных авторов, а именно этап внешней речи стоит на втором месте, и его интерпретация меняется.
Этап внешней речи происходит перед выполнением действий в соответствии с учебным заданием во время подготовки ответов на вопросы к практической работе и при устном опросе перед началом выполнения указаний к работе.
С целью коррекции основного технологического движения обучающей информации на ожидаемом уроке обязательно производится устный индивидуальный опрос по изученной самостоятельно теме. При необходимости учитель даёт разъяснения и дополнительную информацию, повторяет элементы заданий из пройденных тем, если они присутствуют в указаниях к работе, а затем подготавливает ребят к практикуму на компьютере. Такую структуру деятельности можно назвать управляемой системой с корректирующей обратной связью, где учитель выступает в роли управляющего объекта, а ученик становится управляемым объектом.
Основными методами, позволяющими успешно реализовать технологию изучения вышеназванных тем являются:
- частично-поисковый метод;
- сравнительный;
- аналитический.
По основной дидактической цели урок является комбинированным, по способу проведения используется сочетание различных форм занятий.
Основной метод, применяемый во время изучения нового материала дома - частично-поисковый; используемые формы обучения и контроля на уроке – фронтальная и индивидуальная.
Основные элементы в структуре каждого урока: целеполагание, мотивация, усвоение и закрепление полученных знаний и отработка умений и навыков, подведение итогов. Целеполагание и мотивация обеспечивают желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, формирование установок на использование самостоятельно полученной учебной информации, развитие личностных качеств школьников.
Усвоение и закрепление знаний и навыков по изученной теме заключается в выявлении уровня их овладения детьми и первичной коррекции. Этот этап проходит во время устного индивидуального опроса с использованием таких ТСО, как компьютер, мультимедийный проектор и экран, позволяющих наглядно отобразить технологию выполнения действий на компьютере.
Отработка умений и навыков происходит при выполнении указаний к работе на компьютере, которые как отдельный подраздел входят в описание практической работы. Некоторые пункты указаний к работе разработаны с целью повторения тем предыдущих практических работ.
Учитель при просмотре результатов выполнения действий имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников и осуществлять вторичную коррекцию знаний и умений. Как один из методов контроля эффективности педагогического процесса в основном здесь преобладает зачётная система оценивания. Оценки же ставятся во время устного индивидуального опроса и при выполнении самостоятельной или контрольной работы по теме на отдельных уроках.
Рассмотренная структура технологического процесса выполнения практической работы на компьютере показывает, что повышение эффективности обучения навыкам пользования ПК можно получить за счёт:
- оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
- эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
- использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;
- организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).
Назад:
|