Учитель информатики Газизова Л.Р.

 
Разделы

Главная
Методика
Я - педагог-наставник
Научи себя сам
Работы учеников
Наши победы
Комната отдыха
Полезные ссылки

Дополнительно

Сайт лицея №90
Сайт школы №9
ИПК ПРО Ульяновска
«Симбирский каталог»
Авторское электронное пособие Большая коллекция картинок на сайте

Это важно!

Результаты использования педагогической технологии:

С целью исследования эффективности и анализа успешности разработанной методики в 2006 году было проведено анкетирование среди учащихся 11 общеобразовательных классов (31 человек). Им было задано по 5 вопросов.

На вопрос: "Считаете ли вы возможной предварительную теоретическую подготовку к уроку (изучение основных теоретических сведений по практикуму и ответы на вопросы дома)?" положительно ответили все учащиеся.

На вопрос: "Всегда ли вы находите ответы на вопросы?" положительно ответили 28 человек.

На вопрос: "Часто ли у вас возникают проблемы при выполнении указаний к работе из практикума?" ответили "Нет, не часто" 29 человек.

На вопрос: "Чувствуете ли вы удовлетворение при получении «зачёта» за выполненную практическую работу?" положительно ответили все.

На вопрос: "Как вы думаете, поможет ли вам умение самостоятельно пополнять свои знания учиться после окончания школы?" 30 человек ответили положительно.

Исследование показало, что разработанная образовательная технология изучения тем прикладной информатики в процессе домашней работы учащихся для учащихся 11 классов приемлема и может успешно использоваться.


Понравился сайт?

Помоги ему стать популярным!


Коды баннера:


Сайт отмечен в конкурсе
"Самый лучший сайт 2009"

Номинация "Лучший персональный сайт"

Новости из мира науки


Гостевая книга

Автор сайта будет очень рад, если вы оставите свой отзыв:







Школа не должна научить на всю жизнь.

Школа должна научить учиться всю жизнь!

Одним из самых современных требований формирования способов умственных действий является умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественной информации. В дидактической системе знаний ученику должны предъявляться не только сами знания, но и наиболее рациональные методы овладения знаниями. Обучаемый, овладев общим методом анализа определённого круга понятий и действий, будет способен в дальнейшем самостоятельно составлять ориентировочную основу для усвоения нового материала в данной области знаний.

Технология изучения тем прикладной информатики в процессе домашней работы учащихся является достаточно актуальной в настоящее время и соответствует современным тенденциям развития образования, так как, прежде всего, опирается на самостоятельную работу учащихся и учит работать с учебной литературой. Основная дидактическая функция самостоятельной работы – обеспечить овладение приёмами учебной работы, приёмами познания нового, исследовательскими и поисковыми методами обучения. Педагогическое руководство учебной и познавательной деятельностью школьников при использовании вышеназванной технологии строится так, чтобы ведущее значение в обучении приобрело самообразование и самовоспитание, а учитель встал на новую важную позицию, и получил роль наставника, советчика и помощника.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информационные технологии являются приоритетными объектами изучения в курсе информатики.

Технологию изучения тем прикладной информатики, касающихся обучения работе с операционной системой компьютера и офисными прикладными программами в процессе домашней работы учащихся, можно назвать педагогической технологией на основе эффективности управления и организации учебного процесса и дидактического усовершенствования учебного материала. Вышеназванная авторская образовательная технология в настоящий момент находится на стадии исследования.

 
 

Методика используется в старшей школе. Обучение основано на деятельности с использованием ориентировочной основы действий (ООД). ООД формируется при самостоятельном изучении порции теоретической части учебного материала дома.

В проблеме интеллектуальных возможностей ребёнка существенное, если не решающее, значение получает чёткость и уверенность ориентировки ребёнка в поставленной задаче и материале действия. Когда ориентиры чётко представлены в основных теоретических сведениях по изучаемой теме, ребёнок на уроке уверенно ищет их и обращается к сведениям, которые отвечают заданию.

При обучении работе с операционной системой компьютера и офисными прикладными программами использую авторское учебно-методическое пособие «Практикум по информационным технологиям», изданное в Ульяновском государственном техническом университете и рекомендованное Областным экспертным советом по дошкольному, общему профессиональному и дополнительному образованию Ульяновского ИПК ПРО (протокол №24 от 17.03.05 г.).

Материал пособия содержит 44 практические работы, призванные обеспечить изучение операционной системы Microsoft Windows XP, растрового графического редактора Paint и программных средств Word, Excel, Access и PowerPoint, входящих в интегрированный пакет Microsoft Office 2003 (всего 6 разделов). В конце каждого раздела дан комплекс упражнений, позволяющих закрепить полученные знания и навыки, полученные при выполнении практических работ. Учитель может использовать их в процессе освоения тем разделов или задать после их изучения.

Каждая практическая работа состоит из нескольких разделов: тема, цель, основные теоретические сведения, указания к работе и вопросы. Ученики самостоятельно изучают раздел «Основные теоретические сведения» и дома письменно отвечают на вопросы по изучаемой теме.

Отправляясь в сложный путь познания, учащиеся находят спасительную “нить Ариадны” в теоретических сведениях к практической работе. Основная цель этого этапа – подготовить школьников к выполнению практических заданий на компьютере. С точки зрения традиционной педагогики ситуация может показаться весьма странной: дети ещё ничего не знают, а должны начать работать с новыми знаниями. Такая последовательность усвоения нового материала рассматривается в теории поэтапного формирования умственных действий (авторы Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). В её основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит поэтапным переходом внешней деятельности во внутренний умственный план. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной слагается из этапов:
  • Предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия (ООД). ООД – это текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, система условий правильного его выполнения.
  • Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развёрнутой форме. Они работают, сверяя свои действия с ООД.
  • Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
  • Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, это могут быть наиболее значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свёртыванию и обобщению.
  • Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя. Это свидетельствует о том, что действие перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала.
Разработанная структура технологического процесса обучения навыкам пользования персональным компьютером частично не совпадает с последовательностью обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий вышеназванных авторов, а именно этап внешней речи стоит на втором месте, и его интерпретация меняется.

Этап внешней речи происходит перед выполнением действий в соответствии с учебным заданием во время подготовки ответов на вопросы к практической работе и при устном опросе перед началом выполнения указаний к работе.

С целью коррекции основного технологического движения обучающей информации на ожидаемом уроке обязательно производится устный индивидуальный опрос по изученной самостоятельно теме. При необходимости учитель даёт разъяснения и дополнительную информацию, повторяет элементы заданий из пройденных тем, если они присутствуют в указаниях к работе, а затем подготавливает ребят к практикуму на компьютере. Такую структуру деятельности можно назвать управляемой системой с корректирующей обратной связью, где учитель выступает в роли управляющего объекта, а ученик становится управляемым объектом.

Основными методами, позволяющими успешно реализовать технологию изучения вышеназванных тем являются:
  • частично-поисковый метод;
  • сравнительный;
  • аналитический.
По основной дидактической цели урок является комбинированным, по способу проведения используется сочетание различных форм занятий.

Основной метод, применяемый во время изучения нового материала дома - частично-поисковый; используемые формы обучения и контроля на уроке – фронтальная и индивидуальная.

Основные элементы в структуре каждого урока: целеполагание, мотивация, усвоение и закрепление полученных знаний и отработка умений и навыков, подведение итогов. Целеполагание и мотивация обеспечивают желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, формирование установок на использование самостоятельно полученной учебной информации, развитие личностных качеств школьников.

Усвоение и закрепление знаний и навыков по изученной теме заключается в выявлении уровня их овладения детьми и первичной коррекции. Этот этап проходит во время устного индивидуального опроса с использованием таких ТСО, как компьютер, мультимедийный проектор и экран, позволяющих наглядно отобразить технологию выполнения действий на компьютере.

Отработка умений и навыков происходит при выполнении указаний к работе на компьютере, которые как отдельный подраздел входят в описание практической работы. Некоторые пункты указаний к работе разработаны с целью повторения тем предыдущих практических работ.

Учитель при просмотре результатов выполнения действий имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников и осуществлять вторичную коррекцию знаний и умений. Как один из методов контроля эффективности педагогического процесса в основном здесь преобладает зачётная система оценивания. Оценки же ставятся во время устного индивидуального опроса и при выполнении самостоятельной или контрольной работы по теме на отдельных уроках.

Рассмотренная структура технологического процесса выполнения практической работы на компьютере показывает, что повышение эффективности обучения навыкам пользования ПК можно получить за счёт:
  • оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
  • эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
  • использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;
  • организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).

Назад:

 
 

 
Целевые
ориентации


Усвоение ЗУН;

Ориентир на стандарты + углубление;

Успешное обучение всех.



Основные
концептуальные
положения


Учись учиться.

Последовательность, системность содержания учебного материала.

Доступность заданий для каждого.

Управляемость: коррекция учителем процесса обучения.

Поэтапный контроль знаний и умений



Сегодня

LENTA.RU
VESTI.RU
Погода в мире
Погода в Ульяновске
Новости в Ульяновске
Поисковые системы

Yandex
Рамблер
Апорт
AltaVista
Yahoo!
Интернет-газеты

Учительская газета
Вести образования
Газета "Информатика"
"Информатика в школе"

Коллегам

Справочник сайтов учителей и для учителя
Учение подобно гребле против течения. Как только перестанешь грести, тебя относит назад.
Бенджамин Бриттен

Демо-версии
ЕГЭ по информатике

Демо-версия 2012 года
Демо-версия 2011 года
Демо-версия 2010 года
Демо-версия 2009 года
Демо-версия 2008 года
Демо-версия 2007 года

ЧТО БЫЛО ДО ОГЭ:
Экзаменационный
материал по
информатике и ИКТ
для 9 класса

Пояснительная записка
Билеты и практическая часть
Решение практической части
Папка с файлами для заданий

Абитуриентам

Что должен знать абитуриент о ЕГЭ

Портал ЕГЭ
Федеральный Институт Педагогических Измерений
Федеральный Центр Тестирования

Разделы авторского
практикума по ИТ

Предисловие

Операционная система Windows XP Professional. Графический редактор Paint

Текстовый процессор Microsoft Office Word 2003

Табличный процессор Microsoft Office Excel 2003

Система управления базами данных Microsoft Office Access 2003

Мастер презентаций Microsoft Office PowerPoint 2003

readme.txt

Самораспаковывающийся архив с необходимыми файлами

Персональный сайт учителя информатики и ИКТ Газизовой Л.Р., г. Ульяновск